Когда родители не хотят, чтобы ребенок делал вещи, которые им не нравятся или могут навредить малышу, они просто говорят ему нельзя или нет. Родители, таким образом, выражают свой запрет. Ведь это проще и привычнее, да и в детстве самим так говорили. Однако следует знать, что все слова, начинающиеся с частицы «не», означают, не только запрет, но и остановку мысли малыша или действия. «Не трогай», «не лезь», «не подходи», «не делай» и так далее. Заметьте, что частица «не», всегда связана с глаголом, то есть с действием. Употребляя ее в словах, вы останавливаете действие, мысль ребенка, а значит тормозите развитие малыша.
Это равносильно словам «не думай», «не мысли». А как ребенок может развиваться, если он перестанет думать. Только благодаря мыслям, он действует, обучается и двигается вперед. Это можно сравнить с течением воды в реке. Вода постоянно находится в движении, и потому она чистая и прозрачная. А если ее остановить, она превратится в болото, станет затхлой и гнилой. То же и с человеком, когда он перестает думать и действовать, он заболевает и деградирует.
Так как тогда поступать с ребенком, ведь нельзя ему разрешать делать все, что не вздумается.
Выход есть, и он заключается в правильном употреблении слов, запретов. Например, если малыш хочет потрогать горящую свечу или горячую плиту, вместо слов «нельзя обожжешься», ему надо говорить «ты можешь потрогать, но пальчики потом будут сильно болеть». Это фраза намного длиннее, но она не останавливает ребенка, а заставляет его мысленно рассуждать и думать. При этом ребенку надо обязательно дать потрогать не сильно горячую конфорку или подержать его руку над свечой, на безопасном расстоянии, чтобы он почувствовал горячее тепло. Иначе он может Вам не поверить и попытаться сам проверить правоту ваших слов.
Если ребенок лезет в грязь, объясните ему, что испачканную одежду маме трудно стирать. Дайте ребенку самому постирать грязную вещь, чтобы он понял, насколько это трудоемко. Дорогие предметы по возможности, надо убирать подальше.
Если малыш пачкает обои, не говорите нельзя, объясните, что краски плохо смываются, и дайте ему оттереть испачканное место самому. Возможно, ребенку стало неинтересно рисовать на простой бумаге. Предложите ему порисовать на деревянной дощечке. Когда малыш рвет книги, прочитайте текст на оторванном кусочке и объясните, что дальше прочитать не можете.
Если ваш малыш обижает других детей, задумайтесь, почему он так себя ведет.
Возможно, он видел на прогулке или в садике, как другие дети обижают друг друга, и пытается повторить их действия. Объясните ребенку, что при таком поведении, с ним перестанут играть и общаться другие дети, покажите, как вы сильно расстроены его плохими действиями. Следите за поведением малыша и правильно формируйте его будущий характер.
Запрещая ребенку, не отмахивайтесь одним отрицающим словом. Объясняйте запреты малышу словами, без употребления частицы «не» и показывайте на примере, почему так делать нельзя, с обязательным участием малыша. Это займет больше времени и сил, зато не будет тормозить развитие ребенка и научит его быстро мыслить и правильно думать.
Очень важно, чтобы ребенок научился думать, прежде чем что-то делать. Такое воспитание позволит ребенку чувствовать себя полноценным участником этой жизни, с мнением которого считаются взрослые. Поможет это и в школе, ведь учатся хорошо те дети, которые умеют быстро и правильно думать.